Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2017 г. N 09-1995 "О направлении рекомендаций"

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 октября 2017 г. N 09-1995 "О направлении рекомендаций"

Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России в соответствии с планом мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года направляет для использования в работе методические рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.

Директор департамента
государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи
И.А. Михеев

Методические рекомендации
по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей

Развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод. Формирование высокого уровня правовой культуры, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности - основные направления деятельности образовательных организаций по формированию основ гражданственности и правовой культуры. Достижение указанных целей возможно лишь при грамотной организации, в первую очередь в образовательных организациях, работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.

Данные методические рекомендации разработаны в рамках выполнения Плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р совместно с Общероссийской общественной организацией "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей".

Рекомендации направлены на оказание информационной и методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, муниципальным органам управления образованием, руководителям образовательных организаций в организации работы по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Основными направлениями деятельности образовательных организаций в рамках повышения правовой грамотности должны являться:

- разработка программ, методических пособий, включающих правовую тематику;

- обучение обучающихся основам правовой культуры с целью повышения гражданской активности и формирования навыков ориентироваться в различных жизненных ситуациях, в том числе с соблюдением социальных обязанностей и способностью к отстаиванию собственных прав;

- реализация программ повышения правовой грамотности для родителей с целью формирования основ правовой культуры в семье;

- повышение уровня правовой грамотности педагогов.

В соответствии с этим всю работу в образовательных организациях по повышению правовой грамотности целесообразно разделить на три целевые группы с учетом их особенностей, различных ролей и, соответственно, требуемых различных подходов при организации мероприятий:

1. Дети, обучающиеся в образовательных организациях.

2. Родители (законные представители).

3. Педагоги, участвующие в воспитании детей.

Рекомендации
по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей

Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности:

- формирование ответственности и предупреждение различных правонарушений;

- профилактические работы со школьниками всех возрастов;

- формирование правовой культуры у каждого обучающегося.

Задачи:

- формирование терминологического аппарата;

- закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;

- формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства - необходимая часть жизни в обществе;

- прививание главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;

- формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства;

- социализация личности школьника.

Мероприятия по правовому воспитанию учащихся должны проводиться не только для того, чтобы дать детям знания, но и с целью научить их реализовывать свои права и обязанности в обществе, быть активными гражданами.

Основные формы и методы повышения правовой грамотности детей

Основные методы для накопления обучающимися теоретических знаний - лекции, беседы. Используются в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах.

Использование различных интерактивных форм мероприятий (конкурсы, викторины, конференции, семинары и другие) обеспечивает высокий уровень усвоения и запоминания информации.

Отдельные формы мероприятий (практикумы, деловые игры, дискуссии и т.п.) способствуют формированию навыков использовать полученные знания в конкретных ситуациях.

Важным является выстраивание единой содержательной линии, при которой внеклассные мероприятия дополняют и закрепляют материал, полученный на уроках.

Примерные темы мероприятий для детей

- Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Голосование, выборы, референдум. Конституция. Правовой статус человека. Нарушение и защита прав и свобод гражданина.

- Нормы семейного права. Взаимные обязанности родителей и детей. Семья и брак. Добрачное поведение. Проблема неполных семей.

- Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Защита детского труда.

- Гражданские, трудовые, жилищные, имущественные правоотношения. Права потребителя.

- Социальные нормы. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Равенство перед законом. Административные правонарушения. Гражданские правонарушения. Разнообразие мер воздействия. Материальная ответственность.

- Культура. Этикет. Образ жизни. Привычки и манеры. Обычаи и традиции. Нравы и мораль. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культура. Субкультура. Контркультура. Неформальные молодежные группы, их поведение и ответственность.

- Религия и ее роль в обществе. Религии и конфессии России. Традиционные и нетрадиционные верования. Традиции и радикализм. Религиозный терроризм.

- Социальный контроль, нормы социального контроля, санкции социального контроля, самоконтроль.

- Народность, этноцентризм, ксенофобия, шовинизм, расовая дискриминация, культурный плюрализм. Национальная политика России.

- Правонарушения и преступления. Правомерное и неправомерное поведение. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения, виды административного правонарушения и административные взыскания.

- Порядок призыва на военную службу, условия отсрочек, правовое регулирование воинской службы.

- Социальная стратификация и социальные отношения.

- Демографическая политика России.

- Конфликт и основные способы его разрешения.

- Социальное и протестное движения, их характеристика и масштабность.

- Мораль и нравственность. Нравственные категории и добродетели. Милосердие. Долг. Справедливость и равенство. Духовная жизнь человека и общества.

Рекомендации
по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей)

При проведении мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей) важнейшее значение имеет семейно-правовой аспект, в связи с чем участники образовательного процесса - родители обучающихся должны получить более глубокие знания в области семейного права, бесплатные юридические консультации по вопросам детско-родительских правоотношений, знания и навыки по урегулированию детско-родительских конфликтов. Важнейшим требованием к проведению мероприятий является активная, творческая форма проведения занятий, направленная на формирование родительских компетенций посредством приобретения теоретических знаний, их закрепления и применения в конкретных жизненных ситуациях. Должны быть предусмотрены использование прямого вещания, других дистанционных технологий, работа со справочно-правовыми системами.

Цели проведений мероприятий по повышению правовой грамотности родителей (законных представителей):

- получение базовых юридических знаний в сфере детско-родительских правоотношений;

- получение правовых знаний родителями обучающихся как участниками образовательного процесса;

- поддержка и формирование традиционных семейных ценностей как основы развития и сохранения семьи;

- воспитание ответственного отношения к своим родительским правам и обязанностям;

- профилактика детско-родительских конфликтов, семейного неблагополучия;

- поддержка семей с детьми, попавших в трудную жизненную ситуацию и в социально опасное положение.

Задачи мероприятий:

- поддержка, обучение и семейно-правовое просвещение родителей в сфере детско-родительских правоотношений;

- формирование позитивного правового сознания родителей в детско-родительских правоотношениях;

- воспитание "ответственного родительства" посредством реализации мероприятий программы и оказания бесплатной правовой помощи родителям обучающихся.

Основные формы работы с родительской аудиторией:

- Лекции (лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция).

- Практические занятия (дискуссии, тренинги, case-study - решение ситуативных задач, выполнение контрольных заданий, индивидуальные и групповые юридические консультации, выполнение творческих заданий, ролевые игры, тестирование, анкетирование, просмотр и обсуждение фрагментов фильмов семейно-правовой тематики, викторины, конкурсы, консультации специалистов, выступления сотрудников правоохранительных органов, "круглые столы" и др.).

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

- получение и углубление знаний в области семейного права, повышение правовой культуры детско-родительских правоотношений, ответственности родителей за воспитание своих детей;

- улучшение взаимодействия и взаимопонимания детей со своими родителями;

- формирование конструктивного взгляда родителей на решение семейных проблем;

- повышение активности участия родителей в учебно-воспитательном процессе, повышение заинтересованности родителей в успехе своих детей.

В результате семейно-правового просвещения родители должны знать права и гарантии, обязанности и ответственность родителей и детей, должны уметь:

- выступать представителями интересов своих детей в административных и судебных процедурах;

- предупреждать и грамотно разрешать конфликтные ситуации;

- научить ребенка правилам личной безопасности;

- уметь правильно оформлять социальные пособия на детей и других членов семьи.

Рекомендации
по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей

Цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников:

- развитие правовой компетентности педагогов в области воспитания несовершеннолетних;

- совершенствование системы правоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса организаций образования Российской Федерации.

Задачи:

- повышение квалификации педагогов в области гражданско-правовых знаний;

- объединение усилий школы и семьи в гражданско-правовом образовании несовершеннолетних;

- совершенствование системы воспитательной деятельности в образовательной организации;

- развитие гражданско-правового образования в школах.

Мероприятия по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей, должны обеспечивать:

- систематическое изучение нормативных правовых документов различного уровня, обеспечивающих защиту, реализацию прав и свобод детей;

- информирование о международных, федеральных, региональных документах, касающихся прав, обязанностей, ответственности детей и их родителей;

- изучение методик и технологий;

- обучение использованию в профессиональной деятельности современных технологий, методик и способов правового просвещения;

- поддержку поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;

- разработку и реализацию программ освоения основ права;

- мониторинг правовых знаний и поведения учащихся.

Основные формы мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей:

- лекции, беседы;

- консультации, тренинги, семинары-практикумы;

- другие формы просветительских мероприятий.

Формы работы по повышению правовой грамотности педагогических работников должны предполагать высокий уровень правовых знаний и поведения педагогов, воспитателей, социальных работников, руководителей кружков и секций, тренеров и др.

Примерные темы мероприятий для педагогов:

- формы государственно-общественного управления;

- основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, уголовная ответственность педагогов;

- Конвенция о правах ребенка;

- основные гарантии прав ребенка в Российской Федерации;

- право ребенка на летний отдых; правовые аспекты организации летней оздоровительной работы с детьми.

Список
нормативно-правовых актов, рекомендуемых для использования при проведении мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217А [III] от 10 декабря 1948 г.).

2. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 [XIV] Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.).

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.).

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.).

5. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г.).

6. Конституция Российской Федерации.

7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Список
литературы

1. Главный закон нашей жизни: по страницам Конституции Российской Федерации//Детская энциклопедия. 2013. N 8.

2. Дубровская И.А. Права ребенка: Пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008.

3. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности//Социально-гуманитарные знания. 2011. N 4.

4. Ишеков К.А. Теоретико-правовые основы реализации конституций и уставов субъектов Российской Федерации органами государственной власти: монография/под общ. ред. П.П. Сергуна, РПА Минюста России, Поволжский (г. Саратов) юридический институт (филиал). М., Саратов: РПА Минюста России, 2012.

5. Певцова Е.А. О некоторых аспектах формирования правового сознания и правового воспитания школьной молодежи в трансформирующемся обществе//Основы государства и права. 2005. N 1. С. 49-61.

6. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебно-методическое пособие. М., 2003.

7. Рассолова Е.А. Правовое воспитание старшеклассников//Вестник Университета Российской академии образования. 2007. N 1. С. 45-47.

Обзор документа


Разработаны рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности детей, родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей.

Так, основными методами для накопления обучающимися теоретических знаний являются лекции, беседы. Они используются в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Для родителей организуются лекции, практические занятия и т. п. Для педагогов - лекции, беседы; консультации, тренинги, семинары-практикумы и др.

Приведены примерные темы мероприятий для детей.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Наверх